Управление продажами, CRM
Чем бы ни занималась компания - будь то продажа услуг, товаров или производство, клиент является самым главным звеном бизнеса, ведь именно он обеспечивает поступление финансов в компанию.
Предположим, работа отдела продаж ведется без системы автоматизации. Рассмотрим трудности, с которыми может столкнуться руководитель и его подчиненные:
- Отсутствие отчетности. Для эффективной работы отдела руководителю необходимо иметь под рукой разного рода отчетность.
- Наличие данных поможет определить, в каких направлениях работы отдела есть проблемы и как их можно устранить.
- Зная текущие показатели, можно точней прогнозировать картину будущего и соответственно ставить более верные цели.
- Сравнивая показатели отдельно взятого сотрудника, можно отслеживать динамику его профессионального развития. Например, если менеджер создает свою определенную базу клиентов и затем работает только с ней, то в дальнейшем он быстро потеряет навыки поиска новых клиентов.
- При отсутствии объективных данных затруднительно проанализировать эффективность работы отдела продаж: насколько отработаны все ЛИДы, какая работа проводится с уже имеющимися контактами. Фактический учет ведется только на уровне оплаченных заказов и отгрузки товара.
- Утрата незавершенных задач. В случае увольнения или болезни одного из менеджеров по продажам, компания может потерять все его неоконченные переговоры и необработанные контакты.
- Утрата части клиентской базы. Отсутствие единого места хранения данных о клиентах может привести к тому, что после увольнения успешный менеджер может забрать свою наработанную базу, а компания потеряет значительную часть клиентов. Это в свою очередь может грозить финансовой нестабильностью, а в крайнем случае даже банкротством.
- Слабый контроль менеджеров. Контроль работы менеджера – один из способов добиться большей эффективности сотрудника. Однако бесконечный поток срочных дел и рутина не всегда дают руководителю возможность своевременно вникать в дела каждого подчиненного. Отсутствие контроля может привести к снижению мотивации, дезорганизованности менеджера.
- Работа с невыгодными клиентами. Иногда постоянный клиент становится невыгоден компании. Такой клиент, чувствуя свою значимость, может добиваться дополнительной скидки, просить привилегий у отдела обслуживания, затягивать с подписанием договора и прочее. Здесь важно не упустить момент, когда задабривание становится нерентабельным.
- Потеря возможных клиентов.Потеря может происходить, например, из-за неэффективной организации рабочего процесса. Отсутствие регламента в работе менеджеров приводит к тому, что некоторые этапы могут быть упущены или не завершены. Например, клиент говорит менеджеру: «Я подумаю и перезвоню» и не перезванивает. Менеджер в свою очередь забывает или не считает нужным перезвонить и в результате теряет клиента.
- Отсутствие ориентации на клиента. Зная индивидуальные потребности того или иного клиента, его сильные и слабые стороны, менеджеру легче определиться со стратегией переговоров. Если же менеджер не имеет данных, раскрывающих индивидуальные особенности клиента, то обычное проталкивание товара или услуги может оказаться безуспешным.
- Неудовлетворительная работа с жалобами. Недовольные клиенты неизбежно есть у любой компании. Но всякая жалоба требует незамедлительной реакции. Расплата за промедление – потеря клиентов и испорченная репутация. Если компания своевременно и доброжелательно воспринимает жалобу, клиент это ценит. Велика вероятность, что в результате такого разрешения конфликта он почувствует себя важным для компании и останется доволен.
Преимущества CRM
CRM — это концепция управления отношениями с клиентами в условиях активной конкуренции, нацеленная на максимальное освоение потенциала каждого клиента и партнера в интересах предприятия.
CRM-система позволяет:
- вести единую стандартизированную базу клиентов,
- в любой момент видеть всю историю взаимоотношений с клиентами,
- получать различную статистику и аналитику эффективности работы с клиентами,
- определять доходность и ценность клиентов,
- вести базу данных по конкурентам,
- повышать точность прогнозирования продаж,
- контролировать работу отдела продаж,
- планировать задачи и отслеживать их выполнение,
- хранить документацию по проектам,
- оптимизировать взаимоотношения с клиентами,
- регламентировать предварительные процессы продаж,
- планировать события и получать напоминания по ним,
- регистрировать и оперативно отрабатывать претензии клиентов,
- анализировать и оценивать эффективность работы менеджеров с клиентами,
- управлять процессом продаж с использованием механизма бизнес-процессов,
- минимизировать ошибки, связанные с человеческим фактором.
Возможности CRM
- Управление клиентской базой. В рассматриваемой информационной системе происходит сбор всех данных о клиентах в единую клиентскую базу компании:
- собирается подробная характеристика о каждом клиенте и контактном лице,
- дается расширенная аналитика по клиенту,
- отслеживаются изменения отношений с клиентами,
- есть возможность быстрого ввода и доступа к информации о клиенте,
- реализован мониторинг взаимосвязей между клиентами.
- Управление контактами с клиентами.
- В данной системе ведется история контактов с клиентами, регистрируются интересы клиентов, происходит диспетчеризация контактов в режиме реального времени.
- Также реализована оперативная передача информации между отделами, планирование взаимодействий.
- Управление рабочим временем. В CRM возможно регулярное планирование и просмотр контактов, подбор участников встречи с учетом их занятости, одновременный просмотр календарей нескольких пользователей, использование графиков работы пользователей.
- Управление бизнес-процессами. В рассматриваемой системе автоматизации можно найти готовые бизнес-процессы по работе с клиентами с возможностью изменения их «на лету» и создания новых карт бизнес-процессов в режиме пользователя без программирования:
- Возможно создание различных регламентов работы с клиентами, а также регламентов работы для менеджеров.
- Реализовано добавление, согласование, редактирование документов и их версий в рамках имеющихся бизнес-процессов и вне их.
- Управление продажами.
- В рамках управления продажами работает контроль и анализ просроченной задолженности, назначение цен и скидок, также работает механизм автоматической подготовки коммерческих предложений и договоров.
- В CRM реализована возможность определения воронки продаж, создание различных вариантов ее просмотра, планирование продаж в различных разрезах.
- Управление маркетингом. В данной системе созданы условия для управления маркетинговыми кампаниями: планирование, бюджетирование, согласование, проведение и анализ эффективности, телемаркетинг, электронные рассылки. В CRM возможно cегментирование клиентов и автоматический ABC/XYZ-анализ.
- Подсистема оповещений. В рассматриваемом приложении осуществлено получение оповещений через: e-mail, SMS, индивидуальную настройку оповещений, создание индивидуальных напоминаний.
- Интеграция с другими системами. Система может быть интегрирована:
- в единую конфигурацию 1С:CRM с учетными решениями 1С:УНФ, 1С:УТ, 1С:КА, 1C:ERP;
- с Microsoft Office и/или OpenOffice;
- с сервисом поддержки пользователей 1С:Коннект;
- с сервисом быстрой проверки информации о контрагентах 1С:Контрагент;
- с офисной телефонией (CTI) с наиболее популярными АТС;
- с SMS и электронной почтой.
- Возможен двухсторонний обмен данными с "1C:Бухгалтерия 8".
- o загрузка адресных классификаторов и другой справочной информации с ИТС или Интернет;
- обновление/загрузка прайс-листов от поставщиков, загрузка информации из внешних файлов в форматах MS Excel, *.txt, MS Outlook;
- обмен данными с другими приложениями через текстовые файлы, DBF-файлы и XML-документы.
- Подсистема управления показателями.
- В CRM могут учитываться индивидуальные показатели менеджеров, их KPI;
- имеется панель ключевых показателей для управления продажами, другими ключевыми показателями организации;
- возможно использование настраиваемых «виджетов» на рабочих местах менеджеров с контролем по менеджерам, либо по подразделениям, либо по организации.
- Управление потенциалом продаж. В системе автоматизации осуществлено использование формул для расчета потенциала и анализ продаж с учетом рассчитанных потенциалов по клиентам, либо по менеджерам, либо по подразделениям.
- Оперативное управление выполнением проектов. В CRM реализовано:
- декомпозиция проектов по этапам;
- планирование ресурсов, когда ограничены они или сроки выполнения проектов;
- рабочее место планирования;
- анализ: карточка проекта, план-фактный анализ выполнения проектов.
- Интеграция с корпоративными системами. Система обеспечивает:
- работу с геокартами, с приложениями и сервисами: Yandex, Google, 2Gis;
- двухсторонний обмен контактами, событиями календаря, задачами между MS Outlook, MS Exchange Server;
- интеграцию с системами контекстной рекламы;
- интеграцию с сетевой инфраструктурой компаний;
- интеграцию с системами анализа больших данных (BI системы).
- все новые задачи сразу вносятся в CRM
- менеджеры грамотно управляют своей загруженностью – не ставят больше задач, чем могут выполнить
- по минимуму используется опция переноса сроков выполнения задач. Менеджеры понимают, что все задачи должны быть выполнены, а не постоянно переноситься.
- происходит постоянный мониторинг статистики выполнения задач и анализ проблемных мест.
- каждый менеджер начинает рабочий день с того, что открывает CRM-систему и смотрит задачи на текущий и следующий день.