Казначейство
Необходимость автоматизатизации казначейства возникает, когда имеющиеся в арсенале инструменты не предоставляют необходимую информацию для принятия управленческих решений.
Задачи казначейства организаций, в числе которых обеспечение ликвидности, управление рыночными рисками, сложно переоценить, а последствия ошибочных действий могут быть очень серьезными. Именно поэтому автоматизация казначейства - одна из наиболее важных задач, возникающих у руководства компаний.
Основные проблемы, существующие у казначеев:
- Сложность(отсутствие) оперативного контроля непревышения лимита расходов/соответствия бюджету
- Отсутствие оперативных актуальных данных обо всех запланированных и утвержденных платежах
- Сложность получения данных о возможных кассовых разрывах
- Сложность планирования размещения свободных денежных средств/привлечения финансирования
- Отсутствие сводной информации по срокам, условиям, обязательствам по договорам
- Неудобство ведения информации по договорам финансовых инструментов (кредитные линии, минимальный неснижаемый остаток и т.д.)
- Неавтоматизированный (неудобный) механизм согласования документов
Все это приводит к существенным отклонениям фактических потоков денежных средств от плановых, а, значит, к возможной нехватке денег при расходовании сверх нормы. Отсутствие полной оперативной информации приводит также к упущенным выгодам при невозможности спрогнозировать варианты размещения свободных денежных средств. Отсутствие единой системы для ввода, контроля, согласования данных приводит к увеличению объема работы и вероятности ошибок, что, в свою очередь, влияет на принятие финансовых решений и, следовательно, на финансовое состояние компании.
Основными целями автоматизации казначейства является получение:
- системы планирования денежных средств;
- системы контроля исполнения плана и установленных ограничений на расход денежных средств;
- системы управления денежными средствами компании, включая информацию о кассовых разрывах, существующих свободных остатках ДС, возможность оперативного изменения реквизитов платежей ;
- системы управления договорами;
- гибкого механизма согласования.
Среди программных продуктов 1С интересными, с точки зрения казначейства, являются «1С:ERP Управление производственным предприятием» и «1С:Управление холдингом».
«1С:ERP Управление производственным предприятием»
- управление заявками на расходование денежных средств через платежный календарь;
- лимитирование движения денежных средств на основании данных бюджетирования;
- согласование заявок на платежи по настраиваемым маршрутам;
- учет договоров кредитов и депозитов;
- формирование отчетности о движении денежных средств.
«1С:Управление холдингом»
Подсистема «Казначейство» данной конфигурации ориентирована на группы компаний, которым необходимо видеть как данные отдельных организаций, так и консолидированную информацию. Помимо функционала, реализованного в 1С:ERP, «1С:Управление холдингом» позволяет:
- разделять денежные потоки по ЦФО;
- вести в удобном формате учет договоров (отдельные механизмы для учета кредитных линии, расчет фиксированных и плавающих ставок, учет полученных и выданных обеспечений, ковенант и т.д.);
- управлять денежными средствами внутри группы компаний (кэш-пулинг, автоматическое перечисление на депозиты свободных денежных средств, внутригрупповое финансирование);
- управление валютными рисками (паспорта сделки, справки о валютных операциях, стресс-тестирование);
- управлять условиями оплаты;
- вести учет ценных бумаг;
- формировать реестр платежей на дату;
- вести учет претензионно-исковой работы;
- вести учет факторинга.