Управление производством, MES
Эффективное управление производственным предприятием – сложный процесс, требующий системного подхода и комплексных решений.
В рамках производственного предприятия можно выделить следующие уровни управления:
- стратегический
- тактический
- оперативный
- технологический
Каждому из представленных уровней управления свойственны специфические задачи:
- стратегического планирования
- управления ресурсами
- управления производственными процессами
- управления технологическими процессами
С целью повышения эффективности процессов управления многие современные производственные предприятия внедряют различные автоматизированные системы.
Среди множества внедряемых систем можно выделить следующие категории:
- ERP (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) – интегрированный набор бизнес-приложений, инструменты которого предназначены для автоматизации сквозных процессов, например, в области финансов, управления персоналом, распределения, производства, обслуживания и цепочки поставок.
- MES (англ. Manufacturing Execution System, система управления производственными процессами) – производственная исполнительная система управления процессами на уровне цеха, реализующая оперативное планирование и диспетчеризацию производства.
- АСУТП (Автоматизированная система управления технологическим процессом) - группа решений технических и программных средств, предназначенных для автоматизации управления технологическим оборудованием на промышленных предприятиях.
Рассмотрим основные задачи управления производством и возможности автоматизации деятельности на данном уровне при помощи «1С: Предприятие 8».
Основная цель управления производством: своевременное выполнение производственной программы.
Для достижения указанной цели требуется:
- учитывать потребность в производстве с учетом имеющихся заказов и запасов готовой продукции;
- обеспечить достаточный уровень ресурсов (материальные запасы, производственные мощности, персонал);
- обеспечить слаженную работу производственных подразделений на межцеховом уровне;
- организовать эффективное управление процессами на уровне производственного цеха.
Ключевыми целями процессами управления производством являются:
- высокое качество обслуживания клиентов:
- быстрое определение возможного срока изготовления продукции по запросу клиента;
- своевременное выполнение обязательств перед клиентом по срокам и ассортименту;
- мониторинг хода исполнения заказов;
- гибкая система оперативного управления:
- управление приоритетами выполнения заказов;
- формирование согласованного по доступным мощностям и ресурсам графика производства;
- оперативная реакция на отклонения в выполнении графика и изменение заказов, включая перепланирование;
- эффективное использование производственных ресурсов и снижение себестоимости:
- исключение работ, не востребованных внешним и внутренним спросом;
- контроль выполнения нормативов и использования замен, аналогов;
- мотивация персонала.
Организация и управление производством с помощью «1С:ERP Управление предприятием 2» дает предприятию возможность успешно достигать намеченных целей.
Возможности для руководителей производства и специалистов по управлению производственными процессами:
- позволяет минимизировать зависимость качества планирования от точности нормативных данных;
- разделение ответственности, два уровня управления производством: уровень диспетчера-логиста предприятия и локальный (цеховой) уровень управления;
- точность в учете: уточнение пооперационного состава работ и расхода материалов на каждую партию запуска;
- позволяет свести к минимуму потребности в перепланировании;
- для контроля хода производственного процесса по этапам (межцеховым переделам) реализован механизм диспетчеризации, разработана «семафорная система» оповещения;
- руководитель производства может заранее спрогнозировать негативное развитие ситуации по ходу производственного процесса относительно плановых сроков.
«1С:ERP Управление предприятием 2» – инновационное решение для построения комплексных информационных систем управления деятельностью многопрофильных предприятий с учетом лучших мировых и отечественных практик автоматизации крупного и среднего бизнеса.
- Является развитием наиболее массово применяемой в настоящее время в России и странах СНГ системы ERP-класса «1С:Управление производственным предприятием» (редакции 1.3).
- Учитывает опыт, накопленный при внедрении и использовании этой системы в масштабных проектах, насчитывающих сотни и тысячи рабочих мест.
- Особое внимание при разработке было уделено реализации функциональных возможностей, востребованных крупными предприятиями различных направлений деятельности, в том числе с технически сложным многопередельным производством.
Функциональные возможности «1С:ERP Управление предприятием 2» при совместном использовании с «1C:Документооборот» и «1C:Управление холдингом»
Единая информационно-управленческая система, построенная на 1C:ERP и других решениях системы «1С:Предприятие 8»
Невысокая стоимость владения и возможность получения существенного экономического эффекта
Обзор функциональных возможностей продукта по управлению производством, оптимизации планирования:
- Визуализация структуры изделия.
- Описание производственных процессов изготовления изделий (ресурсные спецификации).
- Управление детализацией описания требуемых для производства ресурсов (маршрутные карты).
- Параметрическое обеспечение потребности в номенклатуре.
- Три уровня планирования производством, консолидация потребностей в продукции, главный и локальный диспетчер.
- Интервальное планирование и «Барабан – Буфер – Веревка».
- Планирование по «узким» местам производства.
- Пооперационное планирование MES/APS.
- Управление приоритетом заказов на производство (VIP заказы).
- Оценка доступности оборудования и материальных ресурсов внутри интервала.
- Расширенный контроль обеспечения производства ресурсами.
- Учет времени транспортировки и пролеживания ТМЦ.
- Прогнозирование хода производственного процесса.
- Диспетчеризация производства на межцеховом и внутрицеховом уровнях.
- Управление производственными процессами в подразделениях, использующих пооперационную методику планирования (MES/APS), позволяет решать следующие задачи:
- сценарное моделирование при планировании на цеховом уровне;
- многокритериальная оптимизация расписания производства;
- учет особенностей и ограничений технологии производства;
- получение оперативной информации о ходе производственного процесса.