Вывоз ТБО. «Подводные камни» законодательства.

Вывоз ТБО. «Подводные камни» законодательства.

Одна из наиболее актуальных проблем в России, которая затрагивает многие сферы жизнедеятельности: экономическую, экологическую, а так же жилищно-коммунальную - это вывоз и утилизация мусора, иными словами – твердых бытовых отходов (или ТБО). Под ТБО подразумевают предметы, которые не могут быть утилизированы в быту и уже не имеют свойств, полезных потребителю.

В правительстве уже давно разрабатываются методы, которые будут способны реально разрешить эту проблему, причины которой кроются не только в устаревших технологиях, но и в несовершенствах законодательной базы. Работу с ТБО регламентируют следующие российские нормативно-правовые документы: кодексы, законы, постановления, санитарные, строительные и ведомственные правила и нормы, а также стандарты и технические условия.

Политика государства в сфере вывоза и утилизации ТБО наиболее полно отражена в федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в котором определены:

  • классы опасности отходов;
  • права собственности на отходы;
  • компетенция органов государственной власти;
  • государственный учет и отчетность;
  • экономическое регулирование;
  • надзор;
  • степени ответственности в случаях нарушений;
  • полномочия граждан и власти на местах.

В этом же законе за муниципальной властью закреплено право организовывать работу в сфере вывоза и утилизации, что дополнительно подтверждается и в другом федеральным законом -№ 131-ФЗ от 16.09.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Откуда следует, что сбор, сортировка и утилизация ТБО - входит в круг полномочий местных органов власти.

Экологические проблемы также тесно связаны с проблемой утилизации ТБО.

Именно для этого в нормативно-правовой базе есть следующие федеральные законы: №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», который регламентирует соблюдение требований безопасной утилизации.

№96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха», который регламентирует соблюдение правил переработки, обезвреживания и захоронения с учетом нанесения наименьшего вреда атмосфере путем выброса в воздух вредных веществ.

№52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который регулирует порядок, условия, способы сбора и транспортировки ТБО относительно законодательных санитарных норм.

Документы жилищно-коммунальной сферы также выступают важной частью законодательных актов, определяющих деятельность в сфере вывоза ТБО. Из них следует особо отметить следующие нормативно-правовые документы:

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ.

Федеральный закон от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

И ряд Постановлений Правительства РФ:

  • от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»,  
  • от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов»;
  • от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Например, согласно Жилищному кодексу - плата за оказание таких услуг, как сбор и вывоз ТБО, не входит в плату за коммунальные услуги. Она входит в структуру расчета по содержанию и ремонту жилых территорий в многоквартирных домах. То же самое отражено и в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а также в Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Помимо законодательных актов существует еще множество отраслевых методических рекомендаций, санитарных норм и технических, которые определяют политику государства в сфере ТБО.

Помимо всего – актуален вопрос о необходимости лицензирования деятельности, связанной с обеспечением сбора и вывоза ТБО.

Лицензия не требуется, если работа связана с накоплением отходов І–V категории опасности, а также при работе, связанной со сбором (использованием/обезвреживанием/транспортированием и размещением) отходов V категории опасности. Также нет необходимости в лицензии, если перемещение ТБО происходит с помощью каких-либо транспортных средств. При наличии у компании договора, который заключен с третьим лицом, на размещение отходов на полигоне лицензия тоже не нужна, т.к. сбор и перемещение ТБО освобождены от лицензирования.

У нас в стране практически не сортируется мусор, который образуется в связи с человеческой жизнедеятельностью, и относится этот мусор к ІV–V классу опасности. Часто среди вывозимых ТБО трудно определить их класс. Поэтому в подобных случаях необходима лицензия для сбора, перевозки, хранения, утилизации и обезвреживания.

Лицензии выделяются на следующие виды деятельности:

  • вывоз;
  • транспортировку;
  • утилизацию;
  • сбор;
  • полигон;
  • обеззараживание.

Закон РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требует наличия лицензии, когда осуществляется деятельность по накоплению, утилизации и использованию отходов І–ІV категории опасности. Орган, выдающий лицензии представлен, федеральной службой, которая осуществляет надзор в области природопользования. Лицензия оформляется в течение 2,5–3 месяцев, срок действия - бессрочная. Лицензию получают специализированные предприятия, у которых в наличии соответствующая техническая база, а также соблюдаются санитарно-эпидемиологические, экологические и других нормативные требования. За получением разрешения чаще всего обращаются в компании-посредники, которые занимаются сбором и представлением документов в необходимые инстанции.

Существующие группы потребителей:

  • бюджетные организации;
  • непосредственно население;
  • прочие.

Своя система образования тарифов существует для каждой группы. Например, для отдельно взятого человека тарифы устанавливаются относительно норм накопления ТБО. В органах местного самоуправления разрабатываются тарифы, которые изменяются только после прохождения специальной экспертизы. Безусловно, эта отрасль требует дальнейшего совершенствования. На сегодняшний день существует методика расчета тарифов на один кубометр, которая зависит от расстояния до места обезвреживания отходов и от марки автомобиля на котором их вывозят.

Основными пунктами подсчета затрат являются себестоимость работ и последующая прибыль.

Себестоимость  включает в себя:

  • сбор и выгрузку отходов;
  • доставку ТБО до мест обезвреживания;
  • подъезды к домам с целью сбора ТБО;
  • нулевые пробеги.

Расчет нормативной себестоимости сбора и выгрузки отходов производится в расчете на 1 рейс по статьям:

  • основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих с начислениями на социальное страхование;
  • амортизация;
  • горюче-смазочные материалы;
  • накладные расходы.

В себестоимость сбора-выгрузки также включается стоимость приема бытовых отходов в местах их обезвреживания.

По данным статистики: всего один человек за один год может произвести около трехсот килограммов мусора, который по большей части состоит из всевозможных видов пластика и использованной техники. Все это имеет длительный период распада, что, соответственно, наносит огромный вред окружающей среде все это долгое время. На сегодняшний день с утилизацией мусора связано много вопросов, которые затрагивают различные сферы жизни. А проблемы в организации учета часто влекут за собой превышение объемов ТБО, поскольку управляющие организации пытаются минимизировать свои затраты на вывоз ТБО. Результат очевиден - наличие огромного количества несанкционированных свалок по всей стране.

Другие Статьи:




Мы настроим решение под любые ваши требования Обсудить проект