Территориальные схемы для регионов в сфере обращения с отходами

Территориальные схемы для регионов в сфере обращения с отходами

В Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – 89-ФЗ) были внесены нормы об обязанности разработать для каждого субъекта РФ собственную региональную программу в сфере обращения с отходами, а также утвердить территориальную схему в области обращения с отходами, выбрать регионального оператора и т. д.

Территориальные схемы обращения с отходами для регионов - Инфографика №1

Помимо всего прочего был установлен срок поэтапного перехода к новой системе обращения с отходами (в том числе и ТКО) - до 1 января 2019 года. Ответственными за выполнение данной деятельности субъектами назначены соответствующие региональные операторы.

Территориальные схемы обращения с отходами для регионов - Инфографика №2

Многие субъекты РФ оказались не готовы к исполнению новых требований законодательства в сфере отходов потребления и производства. В территориальных схемах должна содержаться следующая информация: местонахождения источников происхождения отходов, общее количество отходов в регионе, местонахождения объектов по их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, а также схема их потоков (см. 89-ФЗ, ст. 13.3). Территориальные схемы были утверждены для 81 субъекта РФ, а региональные операторы - определены в девяти регионах. Тем не менее, ни одна из схем не соответствует полностью новым требованиям законодательства. Они были предварительно утверждены при условии корректировки в течение 2017 года.

Согласование многих схем было вынужденной мерой, иначе работа по выбору региональных операторов не представлялась возможной. Часть территориальных схем согласовывалась до введения переходного периода при условии их доработки. Более того - ряд предоставленных территориальных схем, имеющих очень низкую степень проработки,  по составу и содержанию формально отвечают утвержденным требованиям (см. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2016 г. № 197), по этой причине у ведомства не было никаких оснований их не утвердить.

Территориальные схемы обращения с отходами для регионов - Инфографика №3

В представляемых регионами на согласование схемах не соблюдается приоритет переработки отходов над их захоронением (см. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, п.15). В схемах нет данных о неразрешенных объектах размещения отходов. Также в них не устанавливаются нормативы сезонного накопления отходов. Также не учтены рекомендации Росприроднадзора по указанию в территориальных схемах объемов биологических и медицинских отходов. Несмотря на то, что существуют отдельные и специальные законодательные меры, которые регулируют отношения в области обращения этих отходов (см. 89-ФЗ, п. 2 ст. 2), ведомство считает необходимым уточнение данных об их количестве и местах размещения. Однако некоторые регионы уже заявили о том, что дополнительные изменения вноситься не будут, т.к. в законодательстве не указаны основания о необходимости в дополнительной корректировке.

По этой причине, федеральная служба Росприроднадзор, а так же ряд министерств (Минприроды России, Минстрой России и Минпромторг России), считают, что существует необходимость уточнить новые положения закона об отходах (и принятые во исполнение этих норм подзаконные акты) в течение переходного периода.

Другие Статьи:




Мы настроим решение под любые ваши требования Обсудить проект