Оценочные обязательства в 1С:Зарплата и управление персоналом 8 редакция 3.1

Наиболее часто используемый стандарт для кредитных организаций - это 465-П, в котором установлен порядок бухучета вознаграждений работникам в кредитных организациях. Он касается учета краткосрочных, долгосрочных по окончании трудовой деятельности и прочих долгосрочных вознаграждений сотрудникам и выходных пособий.

Порядок применяется также в отношении вознаграждений физлицам, не являющимся работниками кредитной организации, в связи с выполнением ими трудовых функций или расторжением трудового договора независимо от его формы. Он действует и при отражении вознаграждений в пользу таких граждан третьим лицам, включая членов их семей. Однако при применении данного порядка кредитные организации должны руководствоваться МСФО и разъяснениями к ним.
Существует также отдельный стандарт 489-П, суть которого очень похожа: установлен порядок бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях краткосрочных и долгосрочных вознаграждений работникам, а также выходных пособий. Подготовлен на основе Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 19 "Вознаграждения работникам".

Различие между этими двумя стандартами только в плане счетов, который для кредитных организаций совсем другой.

Стандарт 489-П предполагает отражение всех вознаграждений в регламентированном учете по банковскому плану счетов и отражение всех обязательств на отсроченные вознаграждения, так же по этому плану счетов.

Суть обязательств на функциональном примере:

если раз в год нужно выплатить отпускные, то в течение этого года накапливаются обязательства по этим выплатам, хотя по факту начисление выплат еще не произошло. Соответственно, на момент выхода сотрудника в отпуск - первыми списываются обязательства. Если обязательств не хватает для покрытия всей суммы отпускных, то оставшаяся часть отпускных списывается уже непосредственно за счет затрат компании.

Отпускные – это самый простой и распространенный случай начисления обязательств.

Во многих крупных кредитных организациях  (в том числе и в некоторых средних) – выплачивается годовой бонус, который в ряде случаев может быть разным по своей сути: например, годовая премия, краткосрочный бонус или долгосрочный. Накопление обязательств по этим годовым премиям происходит точно так же, как и для начисления отпускных, только другие источники данных.

Еще одним примером может быть добровольное медицинское страхование, когда человек страхуется на определенный срок – ему начисляются обязательства, которые списываются в момент получения денежных средств. Единственно, ДМС не считается обязательствами как таковыми, их не накапливают, они списываются как текущие расходы. Отдельная подсистема: автоматизация учета  и расчетов по ДМС и ММС.

Следующий вариант начисления обязательств - вознаграждения членов наблюдательного совета.

Есть примеры вознаграждений, на которые также начисляются обязательства: например, выходное пособие по срочному контракту. Если сотрудник в течение трех лет должен отработать по контракту, по завершению которого ему выплачивают фиксированную сумму, то обязательства по ней начисляются все эти три года  (ежемесячно и ежеквартально).

Принцип формирования обязательств одинаков как для обоих стандартов, так и для всех видов обязательств.

Необходимо знать источник данных для формирования этих обязательств.  Например, источником данных для обязательств по отпускам является средний заработок.

Источником данных для годовой премии  может являться оклад сотрудника и какие-либо показатели или коэффициенты (например, kpi).

Источником данных для добровольного медицинского страхования может являться лимит по расходам по ДМС (на сотрудника или его родственника).

Соответственно, когда источник известен и зафиксирован, следующая стадия бизнес-процесса учета обязательств - это их начисление.

В какой-то момент забирается источник данных, проводится расчет. Например, как в случае с отпускными – на определенную дату считается конечный остаток по нашим накопленным обязательствам, как средний заработок на конец периода умноженный на количество остатком дней отпуска – получается сумма обязательств. Затем они начисляются.

Рассмотрим момент списания обязательств. Это происходит в момент начисления к отпуску.

Пример: в  процессе начисления обязательство – списывается, начисляется отпуск, плюс к этому, параллельно (если сумма отпускных больше) начисляется еще и сумма за счет затрат, формируются проводки по начислениям, дальше - все выплачивается.

Существуют вспомогательные (так называемы «необязательные») стадии бизнес-процессов. Это сторно, корректировки и перерасчеты. В каких случаях они применяются: если процент годовой премии от оклада зависит от определенных показателей, которые рассчитываются в пределах года. При изменении данных показателей можно пересчитать накопленную сумму обязательств, исходя из нового целевого размера годовой премии. Если известно, что сотрудник хорошо выполняет свои показатели и у него прекрасные результаты (и это зафиксировано!), то годовой бонус у сотрудника, скорее всего, будет повышен (например, не 10 окладов, а 12), поэтому будут пересчитываться обязательства по годовой премии в соответствии с новым коэффициентом.

Если у сотрудника изменился оклад – соответственно, то же самое: меняется целевой размер годовой премии (если в данном случае эта годовая премия считается от оклада). Перерасчет - это реальная ситуация при изменении внешних данных.

Сторно, корректировки - в случае, если необходимо что-то изменить при возникшей ошибке в учете. Это внештатная ситуация, изменения вносятся «вручную».

Списание обязательств: начислены «красивые» обязательства, относительно которых начисляется реальное вознаграждение. Когда оно выплачивается - списывается обязательство, формируются проводки за счет обязательств и за счет затрат.

Некоторые виды вознаграждений могут  «тянуться» из организации в организацию. Это, прежде всего, отпуска, добровольное медицинское страхование и годовая премия.

Разово - выходные пособия на срочных контрактах и вознаграждения членам наблюдательного совета, в силу нюанса, что это не сотрудники и даже не ГПХ, а физлица, которым проводятся выплаты, а значит - принципиально другой учет.

В процессе работы по данному направлению удалось установить: в независимости от применяемого у клиента стандарта, принцип формирования (сценарий автоматизации этого процесса) – одинаков. Варианты – только в механизме отражения в учете (логика формирования проводок). Обработка формирования проводок – это заполнение документоотражения зарплаты в банковском учете, который также кочует от системы к системе.

Если меняется состав вознаграждений: отпуска, ДМС и годовая, или еще ряд вознаграждений, или только отпуска, то принцип везде одинаковый.

Может меняться обработка выгрузки сформированных проводок в бухгалтерскую систему: например, в БНФО (продукт 1С), в ЦФТ, в РС банк.

Форматы выгрузки: Excel, XML. Внутренняя структура этого файла, например, при работе с другими партнерами, которые обслуживают бухгалтерскую систему, может быть договорной. Формат выгрузки можно настроить под отдельно взятого клиента и достаточно быстро, поскольку доработки в этом моменте незначительны.

Непосредственный сценарий: фиксация начальных данных, начисления, перерасчеты, корректировки, списание обязательств, формирование проводок – везде одинаков. Подобный опыт проносится от клиента к клиенту. Сейчас активно обсуждается вопрос создания равного решения, но в данный момент в нем нет массовой потребности. Работа ведется одинаково успешно с клиентами, что перешли с «самописных» оборотов, так и с теми, у кого Excel.

Описанный функционал успешно реализован в 1С:ЗУП редакции 3.1.

Вы можете заказать расчет Бесплатно

Мы предоставляем консультационные услуги.
В своей сфере - мы лучшие, благодаря богатому опыту. Заказать консультацию


Другие Статьи:




Мы настроим решение под любые ваши требования Обсудить проект