Если учет входящих и исходящих документов в вашей организации ведется в электронном файле Excel или в бумажном журнале – эта статья для вас.
В организациях учетом входящих документов занимается специальное структурное подразделение (служба ДОУ) или секретарь. Ежедневно в организацию поступают десятки, сотни документов: письма, коммерческие предложения, бухгалтерские и прочие документы. В большом потоке информации становится сложно поддерживать порядок и контролировать исполнения документов. Это зачастую приводит к тому, что не все документы доходят до адресата, а некоторые просто теряются и остаются без ответа.
1С: Документооборот располагает всеми необходимыми инструментами для эффективного ведения учета входящей и исходящей корреспонденции.
В программе сохраняется вся история движения документов с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления. Принципы учета, заложенные в программу, соответствуют российскому законодательству, ГОСТам, отечественной и международной делопроизводственной практике.
Все документы, поступающие в организацию, проходят первичную обработку, регистрацию, рассмотрение руководством и передаются в работу исполнителю. В программе предусмотрена возможность регистрации входящих документов как от юридических, так и от физических лиц. Также в программе поддерживается учет обращений граждан. При этом предусмотрены настройки, позволяющие ограничить доступ сотрудников к входящим документам и персональным сведениям о физических лицах, в соответствии с Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 года №152-ФЗ.
Стандартная схема обработки входящего документа в программе:
- Создание карточки документа
- Регистрация
- Рассмотрение
- Исполнение/ознакомление
Входящие документы можно группировать в списки, например, по отправителям или видам. В результате, найти документ, оправить его по почте, направить на исполнение или распечатать — дело одной минуты.
Исходящий документ может создаваться как сам по себе, так и в ответ на входящий документ. Присвоение регистрационного номера исходящему документу выполняется секретарем или ответственным сотрудником после того, как документ согласован и утвержден/подписан ответственным лицом. После записи исходящего документа, являющегося ответом на входящий, у входящего документа автоматически устанавливается пометка Отправлен ответ. Входящие и исходящие документы автоматически связываются в цепочки.
Рисунок 1 История переписки
Стандартная схема обработки исходящего документа:
- Создание карточки документа
- Согласование
- Утверждение/Подписание
- Регистрация
Основная информация необходимая для настройки блока «Учет входящей и исходящей корреспонденции» в системе 1С: Документооборот
1. Перечень видов документов
Вид является важной характеристикой документа. Он определяет:
· состав реквизитов карточки документа;
- нормативный срок исполнения;
- маршруты обработки документов;
- правила формирования регистрационного номера;
- права доступа к документам данного вида.
В программе ведутся отдельные списки видов для входящих, исходящих и внутренних документов. При определении перечня видов документов, необходимо отталкиваться от желаемого результата, насколько детализировано вы хотите видеть аналитику по видам документов, какие отчеты формировать, каким образом искать документ, сортировать и отбирать нужные документы.
Рисунок 2 Виды входящих документов
2. Состав реквизитов карточек документов
При создании документа в системе заполняется учетно-регистрационная карточка. Внешний вид карточки и набор ее полей для каждого вида документа может быть разный. В системе предусмотрены основные, предопределенные системой реквизиты, и дополнительные, которые определяются для каждого вида документа и настраиваются администратором системы. Реквизиты карточки можно вынести в отбор в списке документов, в отчет, либо настроить по реквизиту условие маршрутизации для бизнес-процесса.
Рисунок 3 Настройка основных реквизитов карточки документа
Рисунок 4 Настройка дополнительных реквизитов карточки документа
3. Перечень шаблонов исходящих документов
Шаблон документа – это частично заполненная карточка документа. Шаблон может быть с вложенным файлом типовой формы документа, а может быть без файла. Для типовых форм настраиваются правила автоматического заполнения. Один вид документа может содержать несколько шаблонов.
Рисунок 5 Шаблон исходящего документа с типовой формой
4. Типы связей между документами
В системе есть предопределенные типы связей, по которым карточки документов могут быть связаны между собой. Помимо этого, можно настраивать дополнительные связи вручную.
Рисунок 6 Типы связей
5. Нумераторы
В 1С: Документооборот 8 поддерживается гибкая система генерации регистрационных номеров документов в зависимости от даты, вида документа, контрагента, подразделения, вопроса деятельности, проекта. Каждому виду документов может быть назначен свой собственный нумератор. В настройках нумератора также указывается периодичность нумерации: год, квартал, месяц, день, непериодический.
Рисунок 7 Нумератор входящего документа
6. Маршруты обработки документов
Для настройки маршрутов обработки документов можно использовать любой бизнес-процесс системы. Для настройки последовательного маршрута более одного этапа используется типовая обработка документа или комплексный бизнес-процесс. При настройке шаблона бизнес-процесса, прописывается описание, последовательность и сроки исполнения задач, важность, условия маршрутизации. Условия маршрутизации позволяют системе автоматически изменять маршрут, привлекать дополнительных согласующих или исполнителей, в зависимости от выполнения условий.
Рисунок 8 Обработка входящего документа
Это минимальный перечень настроек, необходимый для организации учета входящих и исходящих документов в 1С: Документооборот.
Помимо настроек, в программе должны быть заполнены справочники:
- Организации (если учет ведется по нескольким юридическим лицам);
- Контрагенты;
- Структура предприятия;
- Пользователи;
- Физические лица;
- Прочие вспомогательные справочники, в зависимости от необходимой аналитики: способы доставки, грифы доступа, вопросы деятельности, категории.
Результатами автоматизации учета входящей и исходящей корреспонденции являются:
- централизованная (в службе ДОУ) регистрация, прием, отправка документов;
- движение документов по наиболее короткому пути c минимальными затратами времени и труда;
- исключение возврата документов, без соответствующей деловой необходимости;
- исключение необоснованных согласований, параллельных согласований проектов документов;
- организация движения групп документов, имеющих одинаковый маршрут.