Доля отходов производства и потребления, используемая вторично должна быть увеличена, т.к. на сегодняшний день, по данным Министерства, в промышленном производстве используется не более 52% отходов, которые ежегодно образуются и требуют дальнейшей переработки с целью вовлечения их во вторичный оборот. Например: годовой объем составляет около 400 млн. тонн, из них около 350 млн. тонн приходится только на отходы производства, остальные 50 млн тонн это твердые коммунальные.
Подобная ситуация с отходами, которые не требуют дополнительной обработки, а именно отходы, образующиеся при добыче полезных ископаемых. Они относятся к V классу опасности (т.е. «практически не опасные»). Если в год образуется примерно 5 млрд тонн, их них используется около 53%, остальная часть размещается в местах хранения или подлежит захоронению.
По мнению Минпромторга России, именно экотехнопарки должны стать важнейшей составляющей системы вовлечения отходов во вторичный оборот.
Экотехнопарк (далее ЭТП) это – функционально связанные объекты промышленной и технической инфраструктуры, которые могут находиться как на одной территории, так и на территориях сразу нескольких субъектов РФ. ЭТП предназначены для производства как конечной продукции, так и вторичного сырья в процессе обработки и утилизации отходов.
Само понятие "технопарк" закреплено в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
Также для объектов, осуществляющих деятельность в ЭТП и использующих оборудование ЭТП, будут применяться меры стимулирования их деятельности, установленные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами самих субъектов РФ. Применение мер стимулирования будет осуществляться при условии соответствия ЭТП требованиям, установленным Правительством РФ, а непосредственно подтверждение этого соответствия требованиям, установленным Правительством РФ к данному ЭТП, будет осуществляться уполномоченным органом в порядке, установленном опять же Правительством РФ.
ЭТП бывают универсальные (где предприятия могут быть даже не связаны единой технологической цепочкой), а также специализированные. Последние формируются вокруг так называемых «якорных арендаторов», которые и занимаются выпуском сложной конечной продукции. Это одно основное промышленное предприятие, которое своими материальными и энергетическими потоками связано со всеми остальными компаниями и организациями, входящими в состав ЭТП.
С точки зрения ряда специалистов, наличие подобного якорного арендатора в ЭТП это явное преимущество, поскольку такой «якорь» выступает в роли гарантированного стабильного поставщика и потребителя отходов, как полноценного ресурсного потока.
Согласно планам министерства, 70 ЭТП должны будут действовать на территории России к 2030 году, причем при их создании будут учитываться именно те виды производства, которые наиболее характерны для конкретного региона. Руководство ряда предприятий уже высказалось о готовности участвовать в пилотном проекте по развитию системы ЭТП.
Успешным примером подобного индустриального объекта является Технопарк М4 Московского региона, расположенный в 8 км от Москвы по Каширскому шоссе в Ленинском районе Московской области. С точки зрения логистики подобное размещение очень удобно, близость к Москве – это, прежде всего, близость к крупнейшему рынку сбыта. Зонирование территории Технопарка осуществляется тоже таким образом, чтобы на ней могли одновременно разместиться объекты пищевого производства, научно-исследовательские центры, административные здания, складские помещения, а также предприятия других отраслей промышленности, что позволяет поддерживать развитие малого и среднего производства. Основная цель Технопарка «М4» - дать возможность производителям уверенно развивать бизнес на собственных земельных участках промышленного назначения.
Незаинтересованность производителей во вторичном производстве, по мнению экспертов, можно объяснить рядом причин, например:
- Понятие "вторичные ресурсы" не закреплено законодательно. Поэтому к полученному при переработке сырью применяются те же нормы и требования, что и к отходам.
- Для стимулирования переработки нормативы утилизации недостаточно высоки. Так же существует практика, когда предприятия, самостоятельно не утилизирующие образующиеся отходы, не уплачивают экологический сбор (согласно п. 7 ст. 24.2 Федерального Закона № 89-ФЗ), а покупают справки об утилизации их отходов другими предприятиями. Результат – поступающий в бюджет годовой экологический сбор существенно ниже прогнозируемого.
- Спрос на вторичные ресурсы - отсутствует. Само собой, что не все образующиеся на предприятии отходы должны (и в принципе - могут) быть использованы как вторичное сырье на этом же предприятии. Проще увезти отходы на полигон, нежели держать их на балансе как «вторичные материальные ресурсы».
Правительством РФ уже утверждена Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Основная цель Стратегии – максимальное использование отходов производства в качестве вторичного сырья для изготовления новой продукции или, как минимум, для получения энергии.
С учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования, предполагается создание новых и развитие уже существующих ЭТП на территориях субъектов РФ.