Экономические меры стимулирования раздельного сбора отходов могут быть закреплены законодательно.

Экономические меры стимулирования раздельного сбора отходов могут быть закреплены законодательно.

Законопроект, который предусматривает экономические меры стимулирования раздельного сбора отходов (например, дифференциация тарифа на услуги ЖКХ, если раздельный сбора мусора осуществляется управляющей компанией и ТСЖ), уже принят Минпромторгом России.

Более того,  министерство выступает за повышение нормативов утилизации отходов при использовании товаров, которые на данный момент составляют от 0 до 20%.

Экономические меры стимулирования (1).png

Также сделать более безопасным сам процесс захоронения отходов – разработан проект приказа, предусматривающего оборудование объектов размещения отходов системами фото- и видеосъемки, а также - весового контроля. Введен запрет на захоронение отходов, содержащие в составе полезные компоненты, подлежащие обязательной утилизации (п. 8 ст. 12 89-ФЗ). Всего в перечне разделяемых на фракции отходов, запрещенных к захоронению, содержится 182 вида отходов (см. Распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р), и для 67 из них данный запрет вступит в силу уже с 1 января 2018 года.

Зарубежный опыт свидетельствует о приоритете раздельного сбора отходов. Кроме того, он свидетельствует о том, что именно заинтересованные производители в первую очередь помогают создать функционирующую схему сортировки отходов с последующей переработкой.

Кроме того, Минпромторг России предлагает расширить ответственность импортеров и непосредственных производителей товаров за утилизацию отходов, полученных при их использовании (ст. 24.2 89-ФЗ).

Введение обязательного общественного обсуждения региональных территориальных схем – еще одно предложение министерства. В документе указана важность законодательного установления правительством порядка разработки, согласования, корректировки и утверждения территориальных схем, а также установления обязанности операторов по обращению с ТКО и региональных операторов по соблюдению потоков отходов. Предполагается, что размер платы за содержание жилого помещения будет уменьшаться на сумму, соответствующую стоимости предоставляемых услуг по сбору, вывозу и утилизации ТКО, с месяца, когда услуги по обращению ТКО начинает оказывать региональный оператор и вводится плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Подобное положение уже содержится и в законопроекте Минстроя России, который в свою очередь внесен в Госдуму Правительством РФ и прошел первое чтение.

Особое внимание должно быть уделено частному сектору (особенно на  территории сельских поселений) в сфере установления тарифов на обращение с ТКО. Обязательная плата за вывоз мусора на данный момент собирается только с жителей МКД, но после внедрения новой схемы обращения с отходами соответствующая плата будет обязательна для всех (ст. 24.7 89-ФЗ). Нельзя допустить, чтобы были установлены слишком высокие тарифы только из-за отсутствия необходимой инфраструктуры для вывоза ТКО.

В ближайшее время планируется утвердить Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Стратегия предполагает разработку мер экономической поддержки российских производителей оборудования для переработки отходов, обеспечение оптимального размещения мощностей для переработки, а также - для доставки продуктов переработки потребителям вторсырья. Предполагается, что экологический сбор должен направляться на создание оборудования именно российского производства, а также на финансовую поддержку компаний-переработчиков.

В законодательной практике отсутствуют понятия «вторичные ресурсы» по отношению к сырью, которое образуется при обработке, поэтому применяются стандартные нормы об отходах, а это препятствует полноценному вовлечению вторичного сырья в полноценный хозяйственный оборот. На сортировку отправляется 10% всех ТКО, а в промышленный оборот возвращается еще меньше – 3-5%. Поэтому министерство разрабатывает пакет нормативно-правовых актов, определяющих статус вторичных материальных ресурсов.

Экономические меры стимулирования (2).png

По прогнозам министерства, законодательное закрепление регулирования вторичных ресурсов (совместно с реализацией указанной выше стратегии) позволят создать условия, при которых захоронение или хранение отходов, содержащих сырьевые компоненты, станет экономически невыгодным для собственника отходов.

1 января 2019 года – крайний срок перехода на новую систему обращения с отходами, как заявили представители всех профильных министерств и ведомств. Отсюда можно предположить, что к этой дате в законодательство будут внесены все необходимые и согласованные поправки.


Другие Статьи:




Мы настроим решение под любые ваши требования Обсудить проект