Законопроект, который предусматривает экономические меры стимулирования раздельного сбора отходов (например, дифференциация тарифа на услуги ЖКХ, если раздельный сбора мусора осуществляется управляющей компанией и ТСЖ), уже принят Минпромторгом России.
Более того, министерство выступает за повышение нормативов утилизации отходов при использовании товаров, которые на данный момент составляют от 0 до 20%.
Также сделать более безопасным сам процесс захоронения отходов – разработан проект приказа, предусматривающего оборудование объектов размещения отходов системами фото- и видеосъемки, а также - весового контроля. Введен запрет на захоронение отходов, содержащие в составе полезные компоненты, подлежащие обязательной утилизации (п. 8 ст. 12 89-ФЗ). Всего в перечне разделяемых на фракции отходов, запрещенных к захоронению, содержится 182 вида отходов (см. Распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р), и для 67 из них данный запрет вступит в силу уже с 1 января 2018 года.
Зарубежный опыт свидетельствует о приоритете раздельного сбора отходов. Кроме того, он свидетельствует о том, что именно заинтересованные производители в первую очередь помогают создать функционирующую схему сортировки отходов с последующей переработкой.
Кроме того, Минпромторг России предлагает расширить ответственность импортеров и непосредственных производителей товаров за утилизацию отходов, полученных при их использовании (ст. 24.2 89-ФЗ).
Введение обязательного общественного обсуждения региональных территориальных схем – еще одно предложение министерства. В документе указана важность законодательного установления правительством порядка разработки, согласования, корректировки и утверждения территориальных схем, а также установления обязанности операторов по обращению с ТКО и региональных операторов по соблюдению потоков отходов. Предполагается, что размер платы за содержание жилого помещения будет уменьшаться на сумму, соответствующую стоимости предоставляемых услуг по сбору, вывозу и утилизации ТКО, с месяца, когда услуги по обращению ТКО начинает оказывать региональный оператор и вводится плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Подобное положение уже содержится и в законопроекте Минстроя России, который в свою очередь внесен в Госдуму Правительством РФ и прошел первое чтение.
Особое внимание должно быть уделено частному сектору (особенно на территории сельских поселений) в сфере установления тарифов на обращение с ТКО. Обязательная плата за вывоз мусора на данный момент собирается только с жителей МКД, но после внедрения новой схемы обращения с отходами соответствующая плата будет обязательна для всех (ст. 24.7 89-ФЗ). Нельзя допустить, чтобы были установлены слишком высокие тарифы только из-за отсутствия необходимой инфраструктуры для вывоза ТКО.
В ближайшее время планируется утвердить Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Стратегия предполагает разработку мер экономической поддержки российских производителей оборудования для переработки отходов, обеспечение оптимального размещения мощностей для переработки, а также - для доставки продуктов переработки потребителям вторсырья. Предполагается, что экологический сбор должен направляться на создание оборудования именно российского производства, а также на финансовую поддержку компаний-переработчиков.
В законодательной практике отсутствуют понятия «вторичные ресурсы» по отношению к сырью, которое образуется при обработке, поэтому применяются стандартные нормы об отходах, а это препятствует полноценному вовлечению вторичного сырья в полноценный хозяйственный оборот. На сортировку отправляется 10% всех ТКО, а в промышленный оборот возвращается еще меньше – 3-5%. Поэтому министерство разрабатывает пакет нормативно-правовых актов, определяющих статус вторичных материальных ресурсов.
По прогнозам министерства, законодательное закрепление регулирования вторичных ресурсов (совместно с реализацией указанной выше стратегии) позволят создать условия, при которых захоронение или хранение отходов, содержащих сырьевые компоненты, станет экономически невыгодным для собственника отходов.