Автоматизация МСФО, US GAAP / Бизнес-задачи

МСФО, US GAAP

Как расшифровываются МСФО, IFRS, US GAAP, в чем разница?

МСФО – это международный регламент подготовки финансовой отчетности. Разделяется на IFRS (International Financial Reporting Standards) – это рекомендации по методологии, используемые на территории Европейского союза, и US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) – набор конкретных правил, используемый в США. Оба стандарта ориентированы на консолидированную финансовую отчетность группы, то есть, на отчетность материнской и дочерних компаний.

МСФО описывает порядок составления финансовой отчетности: что входит в состав отчетности, какие условия для признания и оценки разных элементов активов, обязательств и капитала, какие раскрытия давать в пояснительной записке. Стандарты US GAAP основаны на правилах: исторически стандарт за стандартом выпускались по мере необходимости, для регулирования учета конкретных хозяйственных операций. Стандарты IFRS являются более академичными и описывают подход в целом, без конкретных ссылок на хозяйственные операции. Это подразумевает большую гибкость для выстраивания процессов отчетности внутри компании. Для российского рынка стандарты IFRS распространены гораздо больше, чем US GAAP (которые используют в основном подразделения иностранных корпораций), поэтому часто пишут МСФО, имея в виду IFRS.

В чем отличия от РСБУ?

Отчетность по РСБУ используется контролирующими фискальными органами (в первую очередь – налоговой инспекцией) для проверки налоговой отчетности и сумм к уплате в бюджет. Отчетность по МСФО требуется инвесторам, регуляторам и кредиторам для принятия инвестиционных решений и оценки прочности финансового положения компании. Конечные задачи у пользователей информации различны, поэтому очевидно, что подходы к составлению отчетности должны различаться. Принято выделять следующие ключевые вопросы.

  1. Приоритет экономического содержания над юридической формой: в МСФО строго соблюдается принцип, согласно которому в учете нужно отражать экономическую сущность операции. В российской практике, напротив, важнее документальное оформление операции, а экономическая сущность вообще может быть проигнорирована.
  2. Профессиональное суждение или первичный документ. В РСБУ, по-прежнему, приоритетным является документальное оформление (как написано в договоре, так и учитываем). В МСФО роль профессионального суждения будет определяющей: например, подход к оценке финансовых инструментов или классификация договоров аренды.
  3. Временная стоимость денег. В МСФО широко применяется дисконтирование для оценки стоимости активов (основных средств, нематериальных активов, финансовых инструментов, активов, переданных в финансовую аренду). Это – одно из основных требований корректной инвестиционной оценки, которая базируется на концепции временной стоимости денег. Кроме того, дисконтирование нужно использовать и в случаях, когда оплата за приобретаемые активы отсрочена во времени. В российском бухгалтерском учете дисконтирование почти не используется, за исключением ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».
  4. Справедливая стоимость. В МСФО для оценки стоимости активов и обязательств применяется справедливая стоимость. В РСБУ основным способом оценки для большинства объектов учета продолжает оставаться учет по исторической стоимости.
  5. Учет обесценения долгосрочных активов. В РСБУ нет требования проведения тестирования долгосрочных активов на обесценение, которое изложено в стандартах «Обесценение активов». Отсутствие такой проверки в РСБУ приводит к завышению балансовой стоимости активов, и, формирует неверное представление у инвестора о финансовом положении компании.
  6. Принцип соответствия доходов и расходов. МСФО требует более точного сопоставления расходов с соответствующими статьями доходов в отчете о совокупном доходе по сравнению с тем, что происходит в учете согласно РСБУ. Пример – оценка ликвидационной стоимости в стандарте «Основные средства» и отсутствие такого показателя в РСБУ.

Кто и как должен вести учет по международным стандартам?

Типичная ситуация для начала применения МСФО – когда крупный российский игрок на рынке выходит на международный уровень и акции начинают обращаться на бирже. Возникает обязательство по ведению учета по международным стандартам, а годовая отчетность такой компании подлежит обязательному аудиту. Если ценные бумаги российской компании котируются на регулируемых финансовых международных рынках – нужно готовить отчетность по международным стандартам. Выбор правил - US GAAP или IFRS - в такой ситуации зависит от выбора биржи: американской или европейской.

Кроме того, с 2012 года, в соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» все кредитные организации (в том числе, российские банки и страховые компании) обязаны наряду с отчетностью РСБУ предоставлять отчетность по IFRS. С 2015 года публиковать консолидированную отчетность по IFRS должны компании, которые раньше составляли такую отчетность по правилам US GAAP.

Часто встречается другая ситуация, когда международная компания открывает филиал или представительство в России, и неизбежен вопрос, по каким планам счетов вести учет. Стандарт учёта тут, разумеется, определяет головная компания. По российскому законодательству организация обязана готовить и предоставлять налоговую отчетность по стандартам РСБУ. Но для целей консолидации и корпоративного управленческого учета нужно также вести учет по международным стандартам. И если сотрудники не заводят хозяйственные операции сразу по нескольким планам счетов напрямую в корпоративной финансовой системе, то возникает вопрос: как организовать учет в нескольких программах и настроить обмен данными быстро, эффективно, достоверно и без потерь.

Как правило, для организации учета используют один из двух подходов:

  1. трансформация – когда сначала закрывается период по РСБУ, затем специалисты производят перекладку данных в соответствии с правилами применяемых стандартов, затем готовят пакет консолидированной отчетности;
  2. параллельный учет – когда под каждую проводку РСБУ записывается соответствующая проводка по IFRS / US GAAP, а в конце периода закрытие происходит параллельно по двум планам счетов.

Кто внутри финансовой службы обычно за это отвечает?

Консультант по US GAAP должен в первую очередь хорошо ориентироваться в многочисленных правилах и быстро находить конкретный применимый принцип. Специалист по IFRS должен сам разрабатывать методологию учета в соответствии со стандартами, чаще применяя собственное профессиональное суждение и экспертные оценки. Как правило, на крупных предприятиях, где международный учет связан с задачами консолидации, собирают отдельную команду, отдел или даже департамент, который не занимается вводом первичной документации, а только собирает и трансформирует данные. Для филиалов и представительств бывает удобнее разделить подготовку данных по блокам и сотрудникам так, чтобы каждый вел свою часть как по РСБУ, так и по международным стандартам.

Чем поможет автоматизация?

В первую очередь автоматизация сокращает время. Если есть задача консолидации (группа компаний с большим периметром), то ежемесячный сбор данных вручную превращается в рутину и занимает основную часть рабочего времени специалиста. Чем больше ручного ввода, тем выше риск ошибок, вызванных человеческим фактором (невнимательно переписать данные, «потерять» цифры, перепутать процентные ставки и т.п.). Вне зависимости от выбранного программного продукта, в основе автоматизации международного лежит так называемый мэппинг – это сопоставление двух планов счетов. На основании выявленных связей происходит преобразование хозяйственных операций из одного плана счетов в другой. Различие только в моменте: если учет по методу трансформации, то перекладка данных проходит 1 раз в конце периода; если учет ведется параллельным методом, то перекладка делается сразу в момент заведения операции.

Другая потребность, которая закрывается автоматизацией, – это аналитическое раскрытие и возможности для сравнения данных прошлых периодов. Довольно популярный инструмент для подготовки отчетности по МСФО – это шаблоны трансформационных таблиц Excel, которые можно легко найти в интернете. Такие шаблоны дают хорошую возможность разово провести трансформацию и подготовить пакет отчетности. Но если нужна регулярная перекладка, если нужно мониторить изменения в оценках стоимости активов, если периметр консолидации включает много компаний (допустим, более 5 организаций) – надежнее автоматизировать процесс формирования международной отчетности напрямую в используемой программе. Ну и, разумеется, если есть потребность вести параллельный учет, то шаблоны Excel бесполезны и гораздо эффективнее внедрить и настроить специальный модуль.

Какие варианты есть у 1С?

В линейке флагманских программных продуктов 1С уже внедрены отдельные модули по международному учету. Наиболее удобным для работы с МСФО считается прикладное решение «1С: Управление холдингом», которое поддерживает учет по МСФО в двух моделях: транзакционной и трансформационной. Для обоих вариантов учета реализованы функции трансляции финансовой информации РСБУ на план счетов МСФО. Прикладное решение «1С: ERP Управление предприятием 2.0» также содержит модуль работы с международным учетом.

Для задач «частичной автоматизации», например, в случае настройки параллельного учета РСБУ / US GAAP, самым надежным решением будут «авторские» модули, дописываемые профессиональными разработчиками для любой конфигурации «1С: Бухгалтерия». Зачастую внедрение нескольких блоков оказывается более эффективным и выгодным, по сравнению с переходом на новую платформу, особенно если входящие данные для учета загружаются из разных внешних систем.

Для многих иностранных корпораций, чьи подразделения в России и СНГ ведут учет на базе 1С, такие дополнительные индивидуально спроектированные модули – это изящное и надежное решение по автоматизации бизнес-процесса ведения международного учета. Процесс разработки и внедрения занимает меньше времени, по сравнению с переходом на новую платформу или сменой программы (такие как Oracle, SAP и т.п.), привычный интерфейс экономит время на освоение функционала. Кроме того, есть возможность разработки модуля на английском языке, что упрощает передачу данных в head office для целей консолидации и ежемесячного закрытия. У компании RG-Soft большой опыт успешных внедрений разных уровней сложности, подтвержденный реальными отзывами заказчиков.

Позвоните нам сегодня +7-495-989-70-50 или напишите на почту info@erp2b.ru

Мы стремимся предоставить нашим клиентам высочайший уровень поддержки Написать сейчас!
Поделиться ссылкой:


Другие бизнес задачи




Мы настроим решение под любые ваши требования Обсудить проект